Home Подворовая опись с.Баженовки
Подворовая опись с.Баженовки, составленная Н.Ф.Баженовым - стр.27
05.12.2011 13:02

— Последними дворами восточного порядка села были братья: Рязановы Филипп Иванович, Николай Иванович и Прокопий Иванович. Постройка этих дворов произошла в первые годы Советской власти за счет разделения, ранее двора, в котором остался старший брат Ефим Иванович.

Ранее эти братья при совместной жизни относились к богатому хозяйству, но разделившись на отдельные дворы, материально значительно снижены, однако, былое самолюбие осталось прежнее. Филипп Иванович долгое время работал секретарем Сельсовета и умер еще не совсем (далее неразборчиво) как то менее заметным жителем на селе и из жизни ушел как то тоже тихо, спокойно. Прохор Иванович уехал из села и живет в Рубцовке. Имеет преклонные годы, но иногда посещает село, навещая своего сына Петра. Трудно сказать какие мысли обуревают в его голове в эти посещения. Одной только понятно, что прошлое тяжело переживается в его душе и каждый раз, уезжая из села, невольно возникает мысль о возможном ещё посещении родных мест, где остались останки родителей.

Не стало в живых и Ефима Ивановича. Его жена Любаша и дочь Нина покинули село, устраивая свою личную жизнь в новых условиях по силе своей житейской возможности, опыта и знания.


— Дворы порядка западной стороны начинались с бедных хозяйств: Баженова Григория Николаевича и Колодина Архипа Зиновьевича. Оба эти двора не долго жили на селе. Первый уехал на ст. Колдубанка, второй хозяин вместе с женой умерли в голодовку. Сыновья в юношеском возрасте покинули село и долго скитались по железной дороге в пределах Казахстана и Узбекистана. Судьба этих лиц некому не известна на селе. Григорий Яковлевич был разумным мужиком и скоро понял нецелесообразность своей жизни в селе, без сожаления его покинул, устроив на новом местожительстве более сносное существование. Мне в 1929 году встретилась в Бузулуке его дочь Аня, работающая в больнице в качестве медсестры и рассказала о жизни родителей. Из рассказа можно было сделать вывод, что жизнь их улучшилась против жизни на селе.


— Братья Баженовы: Григорий Трофимович, Кирилл Трофимович и Иван Трофимович. На моей памяти эта семья осталась ярко. У них было еще две сестры. Одна из сестер была замужем за Прокопием Ивановичем (Малаша), другая красивая девушка Наташа отложилась в памяти хорошо, но куда девалась она так и не могу вспомнить. Жила в Рубцовке, вышла замуж за Беляева Андрея Герасимовича, было 5 детей.

Семья жила бедно материально, но братья были богаты сердцем, добродушием. Не лишены были размышления над устройством своей жизни, так как хорошо понимали, что материальное благо – есть удовлетворения житейских необходимостей не только физических, но и духовных.

Особенно большого стремления выйти в люди замечалось за Кириллом. Он много ездил по России и все лучшее впитывал в себя, но грамотность лишала многого желания. Он был многословен и разумен. Любил немного показное. Он часто возвращался в село франтом при шляпе, и это тешило его самолюбие. Село его явно не удовлетворяло и оно им было окончательно покинуто. Григорий покинул земное тихо, не причинив никому зла. Пусть земля ему будет пухом.

Младший Иван Трофимович до 64 лет жил в селе, потом покинул его, приобретя дом в Борском, став материально более обеспеченным к прошлому.

Иван был моим другом молодости и это сохранилось до сего времени. С ним и Кириллом, мне в молодые годы пришлось идти в люди искать заработок для пропитания в других селениях. Нужда заставляла просить милостыню в куске хлеба. Всё прошлое, что было проведено с ним, у меня остались в воспоминаниях на всю жизнь. Для меня это было время познания жизни, людей, добра и зла.

Слишком были рядовыми крестьянами некоторые дворы села, что о них очень мало чего осталось в памяти ныне живущих, хотя члены семей указанных мною ниже, также строили свою жизнь как и другие их земляки, старались показать свое «Я», но материальное благо, являющейся тогда основным критерием занимаемого положения на селе, принижало их среди общества как бедняков, преклоняющихся перед мощными хозяевами. Они прошли свой жизненный путь в нужде, без удовлетворения самих несущих потребностей человека, красящая быт. К таким можно было отнести: