Home Подворовая опись с.Баженовки
Подворовая опись с.Баженовки, составленная Н.Ф.Баженовым - стр.29
05.12.2011 13:02

Баженов Дмитрий Дмитриевич. Семь человек семьи при одном взрослом мужчине существовало бедно, однако сводила концы с концами и не давала основания судить о себе как о плохом, не пригодном семейном очаге. Скоро подросли дочери, стали помощниками в хозяйстве, потом вышли замуж, сократив состав семьи, а значит и потребности на жизнь.

Четыре дочери и сын Алексей живы и здоровы. Имеют свои семьи, живущие отдельно: Алексей и Настя – в Куйбышеве, Дарья – в Алексеевке, Мария – в своем селе, Евдокия – в Борском. Это пожалуй одно из потомств в полном составе до сего времени. Поскольку мне известно, условия жизни их вполне удовлетворительные и далеко лучше прошлого.

Земская школа. Здание школы находилось на краю большого обрыва, с которого ученики во время перемен катались вниз по направлению «чулкова» колодца.

В царское время на селе были школы двух типов: Земские и церковно приходские. Посколько в нашем селе церковь построена лишь в 1914году, школа была земского типа, то есть стояла на бюджете земского правления. В церковно приходских школах обучением занимались священники и дьячки, в земских же наоборот, учителями назначались лица, окончившие гимназию, лишь один урок «Закона божьего» был предоставлен священнику.

На моей памяти отложилось понятие, что наша земская школа была организована с обучением детей рождения 1898года. Может быть и ранее, но я хорошо помню, что в первых классах учились уже взрослые дети, которые были выше своих первых учительниц: Варвары Петровны и Татьяны Михайловны (учились такие дети, как, Кузьма Рязанов, Прокопий Рязанов, Дмитрий Черников и др.).

В 1917 году, во втором классе вместе со мной учились дети 1904 года рождения (Николай Синельников, Рязанов Василий и Тиньгаев Иван – им было по 13-14 лет). Это свидетельствовало о том, что школа ни так уж давно существовала до моего обучения. Но если и существовала, то полагаю, что не будет большим упущением мое молчание о раннем времени ее организации. Можно было бы вообще пропустить вопрос о школе, но мне хочется ещё напомнить себе о том очаге, в котором я познал мир за пределами своего села впервые давшей мне путевку в жизнь и которому я до сего времени благодарен. После Варвары Петровны и Татьяны Михайловны, мне пришлось еще учиться у Надежды Ивановны и у Ольги Сергеевны Страгиной, далекой нашей родственницы со стороны бабушки. Несколько месяцев учился у Елены Ивановны Нарушевой – жены священника. Все годы учебы мне ярко врезались в память. Это были лучшие годы моей беззаботной жизни.

Теперь на месте бывшей земской школы осталась лишь зола, а ведь когда-то там был детский веселый крик, без мысли о своем будущем, а будущее многих их этих радостных шалунишек оказалось жестоким, роковым.


Рязанов Зиновий Петрович. В семье было десять детей, из них семь дочерей и три сына: Ефим, Кондратий и Андрей. Судьба членов этой большой семьи сложилась по разному, но все они не заняли в обществе солидного положения, да оно и не могло быть лучшим положением, чем стало, так как грамотность всех была низкая и естественно лишало выдвижению в лигу лучших. Из всех десяти братьев и сестер осталось в живых только двое: Прасковья, – жена Баженова Дмитрия Никитовича, и Мария, что была замужем в Благодаровке, а нынче живет в городе Ярославле при своих детях вдовой.

Хозяйство было мощное и хорошо оснащено техникой – сельскохозяйственными машинами. Трудолюбие членов семьи давало свои положительные результаты в обеспечении необходимых на уровне запросов бытового порядка. В этом доме пожалуй было больше, чем у кого-либо, свадеб. Дочери росли и выходили в невесты, одна за другой с малым перевесом. Расходы на эти свадьбы требовались большие, однако положение в хозяйстве оставалось по-прежнему устойчивое. Но всему бывает предел, семья резко стала уменьшаться. Новое время внесло свои коррективы в жизни молодежи и старое им стало не по сердцу, семья быстро начала рассыпаться. Дошло до того, что в селе этот двор, как единица былого, целого, забыт. Потомков много в живых, но они не знают и знать не хотят о прошлом села, да и кажется мало роднятся между собой. У них вторая половина пришла из других семей, а значит интерес к былому составляет половинную долю. Так уж построена жизнь человека, семьи.