Home Подворовая опись с.Баженовки
Подворовая опись с.Баженовки, составленная Н.Ф.Баженовым - стр.32
05.12.2011 13:02

Баженов Ферапонт Федорович. Сорок лет прожил на свете, оставив после себя четырех малолетних ребят в тяжёлый голодный год. Всю свою сознательную жизнь жил в нужде, стараясь всячески поднять свое бедное хозяйство для обеспечения семьи хотя бы на уровень жизнеспособности. Эта забота была до самой смерти, которая наступила при возвращении его из Ташкента с хлебом. Что хорошего видел в жизни этот человек? Один лишь труд был его уделом. Правда, он пытался порою искусственно создать себе удовлетворение за чаркой водки, но экономический минимум лишал этого удовольствия. До 30 лет был зависим от своей матери, которая в каждом случае требовала от него отчета о затраченных средствах, которые выдавала ему на расходы. Младшие братья Ефим и Архип покинули родительский очаг, оставив на его иждивении мать и больного брата Матвея. Только последние пять лет своей жизни, он почувствовал себя полным хозяином в доме, который был построен с большими трудностями.

Ныне из старшего поколения в живых осталась лишь наша мать, сейчас уже дряхлая старушка.

Многих нет в живых и из второго поколения нашей, когда-то единой семьи. Брат Михаил погиб на войне. Умерла дочь д. Архипа Надя, ушли из жизни Александр и Нина семьи д. Ефима. Село свое мы оставили без сожаления и в настоящее время там никого нет из наших родственников. Судьба моя сложилась далеко от той судьбы, которая должна бы быть при жизни в крестьянстве. Горе и нужда породили во мне другие стремления в жизни и я покинул родительский дом еще юношей, направляясь в поиски лучшей участи в далекой Средней Азии.

Михаил так же стремился освободиться от той обстановки, которая существовала в нашей бедной семье. И это ему удалось, он стал служащим и постепенно улучшал свое материальное и моральное положение.

Мои сестры: Вера и Аня сейчас живут своими семьями вполне удовлетворительно. Наша крепкая дружба, спаянная в годы горя, нужды и несчастья, осталась до настоящего времени такой же прекрасной.


— Дом священника. Со дня построения церкви и закрытия ее, в селе было сменено пять священников. Первым был Леваков Иван, потом: два молодых, один из них холостой, другой имел молодую жену светского поведения; четвертым был Нарушев Ф.Д. и пятым Добронравов со своим сыном Борисом и дочкой Марией. Самым общительным и авторитетным среди населения был Нарушев. Он создал хороший хор. Был прост в общении с людьми и водил с мужиками дружбу без всякого чванства. Жена его была учительницей нашей школы.


Рязанов Гавриил Карпович. Этот двор нельзя отнести полностью к крестьянскому сословию, так как хозяин его занимался портняжным делом и надо сказать довольно умело. Был рабочий скот – одна лошадь и корова, а так же несколько голов овец. Земледелием занимался в незначительных объемах, лишь бы иметь собственный хлеб на пропитание членов семьи.

Стремление к наживе подобно многих его земляков, у него не было. Он как бы понимал, – для кого ему наживать – дети его лишь «оперившись», улетели из родного села. Распростившись навсегда с сельской жизнью. Так случилось со старшей дочкой Варварой, которая вышла замуж и переехала жить в г. Самару. Таким образом поступила и вторая дочь Просковья. Последняя прожила на этой земле мало, оставив двух малых сынов на попечение мужа, который был в то время городским жителем.

Единственный сын Прокопий, рано вступил на путь самостоятельной жизни. Ещё в юношеские годы, он уже работал секретарем сельсовета и по сути, в связи с неграмотными председателями Советов, руководил всем на селе в столь смутные годы начала революции, когда в народе кипела страсть нового настроения со стороны бедняков и стойкое отстаивание старого строя со стороны зажиточного люда.

Однако он понимал, что работа на селе не может его удовлетворить. Ему хотелось глубже включиться в революционные движения масс за новую жизнь.

Значительное влияние имело в семье воспитание детей с культурным наклоном. Тут сказалось пребывание дочерей в культурных центрах, которые своими посещениями родительского дома, вносили новое, далеко отличавшееся от быта села. Не мог и Прокопий быть в стороне от потока прогрессивного человечества. Из села он выбыл в восемнадцатом году в уездный город Бузулук и поступил добровольцем в Красную Армию, которой отдал всю свою жизнь до ухода в отставку в звании полковника.