Home Подворовая опись с.Баженовки
Подворовая опись с.Баженовки, составленная Н.Ф.Баженовым - стр.7
05.12.2011 13:02

Один мужик услышал, что сосед уже ушел на сенокос, вскочил с кровати и быстро схватил косу, бегом направился в поле; по дороге вспомнил, что им забыт брусок для точки косы, вынужден возвратиться в дом и быстро побежал в горницу, где лежал брусок. Возвращаясь из горницы, мужик бегло взглянул на кровать жены в кухне и ему показалось, что на кровати лежат две головы с раскинутыми волосам, но было не до этого – он опаздывал против соседа. Лишь на сенокосе, когда сошла горячка в работе (далее неразборчиво) забрался косматый священник, живший по соседству. Жена, решила убедиться, – догадался ли ее муж в проделках утра, – приготовила завтрак и направилась в поле к мужу с узелком. Приблизившись к нему, проговорила:

– Бог помочь Вам!

Мужик, осмотревшись кругом, молвил:

– Авдотья, я тут один.

Жена, протирая притворно глаза, сказала:

– А мне показалось вас двое.

– Наверно, – сказал муж, – сегодня день такой, вот и мне утром померещилось в кровати у тебя две косматые головы.

Жена убедилась, что её измена не была обнаружена.


Вот что значит спешка. Правильно говорят, что спешка оправдывается лишь при ловле блох.

Хорошее время – время молотьбы хлеба на токах. Гумна в селах размещены плотно с соседями. Все что происходит на токах, было известно почти всему селу, новости разносились с быстротой радио.

Слышался свист погонщиков и звук кнута над лошадьми, запряженных в каток или молотильную машину. Мужик собирал плоды своего тяжелого труда. Наше гумно находилось возле кладбища, обособлено от других и это, пожалуй, единственное гумно отдаленное от других. Уплотняя время работы, мы не ходили обедать домой, так делали многие жители села. На воле был вкуснее хлеб и приготовленная пища. Кушали с огородов овощи: огурцы, арбузы, дыни и редьку, был хороший аппетит и какое-то, трудно объяснимое, удовлетворение.

Сильное было влияние церкви. Первый удар в колокол к вечерней службе в субботу являлся сигналом к прекращению работ. Топились бани, кипели самовары (у кого они были), варились яйца, вложенные в полотенца и опущенные в самовары. Люди освобождали себя от накопившейся за неделю грязи. Распарившись, отдыхали некоторое время и приступали пить чай, степенно, из блюдечек по несколько чашек, утирая катившийся пот с лица, это было блаженство заслуженного отдыха. Однако нельзя сказать, что такое происходило во всех домах села. Бедняки были лишены такого блага, приходилось довольствоваться более скудным ужином и ждать освободившуюся баню после хозяев, чтобы вымыть свое тощее тело и сменить заплатанное белье на такую же рвань, катанную рубелем после без мыльной стирки.

По воскресеньям шли в церковь замаливать грехи. После обедни плотно кушали за праздничным столом, отдыхали. Молодежь водила хороводы на поляне возле мельницы, играли в лапту, в … (далее неразборчиво) это индивидуум.

Женатые мужчины играли в «Орлянку», в карты, выпивали спиртного, куражились, давая знать, что они гуляют. Замужние женщины сидели в тени домов, осуждая проходившую мимо молодежь, взаимно искались в волосах. Все шло давно заведенным порядком и это удовлетворяло их потребности, другого они не знали, мир для них существовал в границах села. Многие до конца своей жизни не были дальше соседних деревень, а железную дорогу никогда не видела большая часть жителей.

Природные хорошие угодья, как например, Безымянка, Крутенький, Березовый и другие места, давали богатый урожай травы, картофеля, конопли, льна, бахчевых культур. Собранные урожаи способствовали содержать большое число скота, изготовления носильных предметов и ряд других житейских потребностей. Следует отметить, что благодаря лучших земельных угодий, наше село выше было обеспечено материально, чем соседние села: Перовка, Герасимовка, Благодаровка.