Home Подворовая опись с.Баженовки
Подворовая опись с.Баженовки, составленная Н.Ф.Баженовым - стр.8
05.12.2011 13:02

Не могу умолчать об одном примечательном обычае нашей местности. Есть в июне месяце праздник Троица. Это название исходит от трех лиц: Бог-сын, Бог-отец и Бог-дух святой. Праздник длится три дня.

С первого дня Троицы, на территории между Баженовкой и Перовкой начинаются гулянья и кулачные бои. С нашей стороны принимают участие жители Покровки и Алексеевки, со стороны Перовки участвуют жители Усманки и Благодаровки. Народа собирается по несколько тысяч. Все поле пестрит разноцветными празднично одетыми людьми. Страшное зрелище, когда кулачники сходятся друг с другом как противники для принятия боя. Надо самому видеть, чтобы представить картину кулачного боя, ту радость победы и грусть побежденных. Но вот опять собрались противники и готовятся к новому бою, сначала затравляют в бой юношей и постепенно вступают взрослые все более и более до полного использования резерва. Были сильные бойцы, которых многие участники боялись. С нашей стороны такими бойцами особенно выделялись: Иван Алексеевич Рязанов, Петр Павлович Колодин, Захар Андреевич Черников и другие. Со стороны противника: Бальков Прохор, Лаптев Илья и др… Многим конечно доставалось крепко в кулачных боях, но молчали, было стыдно признаться в своем позоре – малосильности; каждый считал, что он тоже «надавал» своему противнику. Особенно много было … (далее неразборчиво) тройка с колокольчиками, то значит едут из Покровки сватать наших девушек. Как сама тройка с упряжью, так и сам жених, снаряжены в большинстве случаях с помощью многих жителей села. Любили показать себя, пустить пыль в глаза незнающих их.

В эти праздничные дни дома наши были заполнены гостями. Вечера становятся шумными и веселыми, возникает новое знакомство молодежи, идут смотрины девушек, любовь со своими вздохами не дает молодежи спать ночами, девушки и парни других сел кажутся симпатичнее, чем свои, идет измена, ревность. В темных местечках скрываются пары, слышан шепот, поцелуи и заверения о вечной любви. Все повторяется из поколения в поколение со дня Адама и Евы. Эти праздничные знакомства часто заканчивались свадьбой, некоторые были верны своим заверениям.

Кулачные бои были запрещены в 1926 году. Не стало гуляний жителей шести селений. Меньше стало знакомства молодежи из других сел, то приезжали только парни и то, не на правах гостей, а как ухажеры и со стороны наших парней встречали не совсем доброжелательное отношение, а порою бывали биты или у их лошадей отрезали хвосты, что тогда считалось большим конфузом. Мне вспоминается один эпизод. К нам приходили парни из Алексеевки за сеном. Днем они наложили сено на дровни и поставили у двора Баженова Дмитрия Дмитриевича (по уличному прозвищу «Каток»), над самым обрывом, а сами пошли к нашим девушкам на посиделки в дом Рязанова Сергея Федоровича. Ревность наших ребят (помню, был тогда в этой ревнивой компании Захар Егорович Романцев, Иван Максимович Синелъников и др.) превысила терпение и они решили спустить воза с сеном под обрыв, что и было сделано. Мне пришлось исполнять роль поддержки оглоблей одного воза на такой высоте, чтобы не мешали толканию сзади. Пришлось парням из Алексеевки на следующий день вытаскивать сено из оврага на руках и ремонтировать дровни. Вот оно, что значит ревность. Я то в это время еще был юношей и был как бы исполнителем поручений старших. Вернее, это было озорство, свойственное ребятам села от скуки и показа своего удальства. Мне сейчас немного свое участие в этом деле вспоминать неприятно.

Революция 1917 года в нашем селе была встречена по-разному, однако явных противных действий и волнений со стороны зажиточных дворов не было. Тут наверно сказалось родственное чувство, ведь в селе каждый двор имел в какой-то степени родственное отношение к другому двору всего села с которыми пережили (далее неразборчиво) нужда первых лет освоения степей, то есть психология сохранилась социального происхождения их предков по Тамбовской губернии. Прибыв на вольные земли и став зажиточным, он не успел стать феодалом. Правда, многие хозяйства зажиточных мужиков имели наемную силу круглый год, за что и были в дальнейшем отнесены в прослойки кулаков, с применением соответствующей репрессии со стороны власти.

Усадьба помещика Кузьмина была скоро ликвидирована. В этом участвовала большая часть жителей нашего села и Покровки. Возвышенность над Кручей, на которой была размешена постройка помещика, освободилась совершенно и трудно представить, что там когда-то был очаг эксплуататора, обозревавший свои владения с такой большой высоты. Владения села расширились за счет земель помещика. Хождение по оврагам Кручи стало свободным для жителей села.

Организованному Комитету бедноты в нашем селе пришлось произвести реквизицию у богатых мужиков лошадей для безлошадных семей, но это обошлось без особых волнений, так как при наличии большого числа лошадей у зажиточных мужиков и малого числа бедняцких семей без лошадей, меры эти нашли необходимыми по духу времени.