Home Подворовая опись с.Баженовки
Подворовая опись с.Баженовки, составленная Н.Баженовым - стр.11
05.12.2011 13:02

Позы, еще сохранившихся в зимнее время, покойников выражали страдание последних минут перед смертью. Не было тел, которые бы спокойно отошли в другой мир, а как-то скорчившись застыли. Что касается одежды на них, то не было ни одного умершего, чтобы была покрыта надлежащим образом его нагота. Жутко вспоминать вид, который тогда был на нашем кладбище, но земля все сокрыла, и потомки не будут знать об этих пережитых днях их предков. Пусть этого больше в жизни людей больше не будет.

Кроме того, мне хочется показать каждый холмик или ямку, где когда-то стояла изба, двор. Там была семья, жили люди, имели радости-горе, но теперь или это пустая усадьба, или занята людьми другой фамилии. Нельзя представить полноту того села, если не сказать о каждом дворе хотя бы кратко. Не знаю, сумею ли я выполнить эту миссию более понятно для своих земляков, но желание у меня есть к этому. Что если не так, то меня простят, тем более, что в селе я не живу с 1924 года и мог, конечно, многое забыть из ее истории

Причиной уменьшения нашего села, помимо указанного выше, явилось также большой самовольный выезд семей в другие места на постоянное жительство, выселение зажиточных дворов как кулаков, а также по случаю происшедшего в 1923 году значительного пожара, который уничтожил хорошие дома с надворными постройками.

Взаимоотношения после 1929 года на селе испортились. Возникла вражда, использовалась занимаемая власть на селе отдельными лицами, чтобы отомстить порою невинным. Так в 1937 году, к врагам народа были отнесены и высланы на 10 лет из села в далекие Пермские леса: Василий Алексеевич, Егор Алексеевич Рязановы, Петр Андриянович Рязанов и Петр Илларионович Черников. Эти … (далее неразборчиво) в нелепом отнесении к врагам народа малограмотных людей, честных в жизни, становится не понятным, – неужели так легко со стороны некоторых должностных лиц власти того времени решался вопрос определения врагов народа. Пагубно сказывается, когда мероприятия производятся без учета особенностей личности, а просто «кампанейский». Имели ли эти ретивые чистильщики в последствии угрызения совести за напрасно погибших лиц?!

Все сказанное выше в некоторой степени явилось причиной «Разлома» нашего села до объема настоящего времени.

Где только сейчас нет наших земляков. Мне много пришлось поездить по нашей стране и почти всегда, я кого-либо встречал из бывших жителей Баженовки. Многие получили хорошее образование, стали специалистами и не имеют желания больше возвращаться в родные места на постоянное жительство, разве иногда только посетят, в дни отпуска, оставшихся родных, и удовлетворят желание увидеть то, о чем еще сохранилось воспоминание как о прошедшем, родном и близком сердцу.

Я уже упоминал, что на 1920 год в селе было жителей столько, сколько не было до этого и после. Семьи были самыми большими, чем в настоящее время. Отдельные семьи доходили до 20 человек – Рязанова Осипа Николаевича, Смагина Ефима Ивановича и др… Таким образом, мне хочется отразить в этой справке ту патриархальную эпоху начала XХ века. Характеризовать прошлое, значит довести до сведения жителей настоящего времени об их предках, о былом, давно минувшем.

Не знаю как другие, но для меня, составление этой биографии о селе и воспоминания в ней своих земляков, явилось повторением моей жизни. Я вновь был отроком, юношей и взрослым периода жизни в селе. Я мысленно вел разговоры с покойным отцом и другими жителями села – живыми и мертвыми. Может быть тем, кому из моих земляков представится возможность прочитать эту рукопись, так же как и я отдадут должное уважение своим родным и воспоминания мысленно окажутся в тех ушедших днях, в которых жили предки. Представить тот внешний вид села, который существовал до голодного года, для меня было большим удовлетворением еще и потому, что скоро я покинул родные места и лишь периодически навещал их, я замечал систематическое уменьшение дворов, уж не находил того, что отложилось ранее в памяти.

(неразборчиво) вечерами оставались каждый в своем доме. Забыта карточная игра, посиделки, катание на масленицу, костры из соломы на улице в дни перед Новым годом и Рождеством. Психологически изменился житель села. Другие пришли интересы на смену былого. С удовольствием вспоминаю, как тогда в нашей избе, зимними вечерами собирались друзья отца и соседи, особенно хорошо запомнились посещения Петра Павловича – моего крестного. Он хорошо рассказывал о днях в немецком плену 1915-1918 гг. Обычно он сидел или полулежал на полу возле печки и так с ленцой вел свой рассказ. Иногда мы уже все спали, а он продолжал свое повествование. Он был добр сердцем. Мне запомнился один его рассказ о том, как немецкий генерал стрелял из винтовки в летящую птицу, и как она падала к нему в движущийся экипаж, в котором ехал и из которого он стрелял. Слушать его было интересно.




 

Комментарии  

 
0 #1 Валерий Каргин 04.08.2015 14:41
Петр Александрович, здравствуйте. Спасибо, что разместили мои фото. У меня есть еще уточнение к разделу "Репрессированны е жители с. Баженовка". У Вас на сайте размещены воспоминания Петра Андрияновича Рязанова "За хлебом насущным" (Кстати, очень интересные и очень жаль, что утеряно их окончание). По словам автора воспоминаний ему в 1920 году было 16 лет. В подворовой описи с. Баженовка на стр. 25 описана семья Рязанова Андрияна Игнатьевича, у которого был сын Петр и там же написано, что он был репрессирован. На Вашем сайте в списке репрессированны х с. Баженовки есть Петр Анриянович Рязанов 1909 года рождения, т.е. получается, что в 1920 году ему было не 16 , а только 11 лет. Откуда такая разница? Начал разбираться и оказалось, что в списках "Жертв политического террора в СССР" значатся два Петра Андрияновича Рязанова: один 1909 г.р., второй 1903 г.р., оба из с. Баженовки, оба арестованы в один день, оба в один день и по одной статье осуждены на 10 лет.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить